«Спасательный круг» или организация подростковой социально-психологической службы «Помоги себе сам»
Подростковый возраст очень сложный период в жизни ребенка.
Если бы мы прислушались к голосу сердца наших детей-подростков, то услышали бы, наверное, «Выслушайте меня! Любите меня! Меня, юнгу на хрупком паруснике в безбрежном океане жизни…Мне так нужна ваша помощь!».
Очень часто именно в этом возрасте у детей могут появиться проблемы, которые затрагивают многие аспекты жизни: в том числе взаимодействие, общение с родителями, с педагогами, со сверстниками. И им может понадобиться психологическая помощь: как понять друг друга? Ведь это нужно нам всем. Ведь нам вместе жить в этом мире.
Для решения проблем многим подросткам не хватает поддержки со стороны общества и ровесников, коммуникативных умений и навыков (неумение осознать и выразить свои чувства, заявить о своей проблеме). Некоторые из них почти никогда не делятся своими чувствами, особенно со взрослыми людьми.
Выходом из этой ситуации может стать создание службы социально-психологической помощи детям и подросткам силами старшеклассников. В основу такой помощи положен принцип молодежного участия и равного обучения. Любой подросток получает возможность обратиться к сверстникам за реальной помощью в трудной жизненной ситуации, получить поддержку, найти друзей и единомышленников.
Целью создания службы стало оказание социально-психологической помощи детям и подросткам посредством создания «Службы доверия» силами старшеклассников.
Задачи:
- Оказать адресную социально-психологическую помощь;
- Развивать социокультурную и информационную среду нашего села;
- Организовывать досуг;
- Воспитывать толерантность, позитивное восприятие мира;
- Развивать личность участников.
В состав подростковой социально-психологической службы вошли ученики с 8 по 11 класс.
Проект предполагает реализацию 3х этапов: 1 этап - подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе нами была проведена диагностика.
На втором, основном этапе волонтеры под руководством педагога-психолога проводим цикл занятий «Курс выживания для подростков»:
- «Наши чувства и эмоции»;
- «Я хороший, ты хороший!»;
- «Что делать, когда тебе плохо?»;
- «Как сказать «нет»?»;
- «Белая ворона» (проблемы толерантности);
- Итоговая игра «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Но самое главное на базе школы заработала анонимная «Почта доверия». Необходимость такой почты показал и опрос учеников школы.
У подростков появилась возможность изложить на бумаге свои проблемы и бросить записку в почтовый ящик. На конверте надо оставить свой «ник», или логотип – любой индивидуальный опознавательный знак. Ответы на вопросы ребята могут прочитать на стенде рядом с ящиком.
Еще одним способом связи с ребятами выступает виртуальная почта доверия. По адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. был создан электронный ящик нашей службы. Ответ на вопрос отправляется в обратном письме.
В письме можно рассказать о своих проблемах, оставаясь анонимным и, следовательно, не боясь быть осмеянным, подвергнутым санкциям и разоблачениям, не пряча своих слабостей, страхов и ошибок. Имеют значение, и такие преимущества помощи через почту, как ее не явный характер и возможность проецировать на консультанта качества того "идеального взрослого", того "идеального друга", образ которого необходим именно данному подростку. Все это делает почту доверия для многих ребят порой единственной возможностью начать разговор о своих тревогах и начать его на собственном языке. Ведь чаще всего сесть за письмо учащихся побуждает острая нужда, накипело на душе, а поделиться не с кем. Пишут в надежде разрешить сомнения и страдания, с уверенностью в том, что его поймут, посочувствуют и придут на помощь.
Раз в две недели все члены социально-психологической службы принимали участие в подготовке информационного вестника «Спасательный круг».
Спустя 2 месяца работы почты доверия ящик никогда не оставался пустым. Постепенно вырисовался круг проблем, которые беспокоят ребят. Это и «..я люблю его, а он на меня не смотрит», и «он сказал, что если я с ним не буду, он что-нибудь с собой сделает». И проблемы с профессиональным самоопределением, и страхи перед экзаменами, и проблемы во взаимоотношениях с родителями. Вместе со всеми участниками мы пытаемся дать совет, наметить пути решения.
Главная цель службы – дать подростку почувствовать, что он не останется наедине со своими проблемами, что у него хватит сил с ними справиться.
Педагог-психолог
Т.М. Етмишева