Психологическая готовность к школе
Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленную развивающую работу с детьми.Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают – развитие познавательной сферы (память, внимание, восприятие и мышление).
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе детей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательна потребность, которую он не может удовлетворить дома или в детском саду. Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью.
Но жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования и к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе
надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он этот ответ знает. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все его указания. Писать можно только то и только там, где указал учитель.
Каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, импульсивен и рассеян, на эту сторону психического развития следует обратить особое внимание.
Слабое развитие выше перечисленных волевых качеств, может стать основной причиной неуспеваемости в первом классе.
Хотела бы выделить следующие параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу,
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Первые зачатки произвольности начинают формироваться в сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных играх. Именно там нужно внимательно выслушать правила игры, подчинять свои действия правилам, точно выполнять задания. Но есть много упражнений и игр способных развить произвольную сферу. Это конструирование по образцу, «Графический диктант», «Закрась аккуратно фигуры 15-20», «Копирование», «Галочки в клетках»2-3 мин.
Сформированность данных параметров, т. е. произвольной сферы поможет ребёнку быстрее и легче адаптироваться к школе.
Педагог-психолог
Дудко Наталья Викторовна