Психологическая игра «Параллельный мир»
Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.
Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Он может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
В январе-феврале 2014 года педагогом-психологом газ-салинской средней школы Етмишевой Т.М. было проведено диагностическое обследование учеников 11 класса с целью выявления учащихся «группы риска», которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ и определения стратегии их психолого-педагогического сопровождения.
В том числе проводилось анкетирование «Трудно ли сдать ЕГЭ?». В результате анкетирования оказалось, что 69% учащимся нужна помощь психолога при подготовке к экзаменам. Здесь же были выделены основные трудности при подготовке к ЕГЭ: эмоциональное напряжение, страх перед экзаменом, высокий уровень тревожности.
На основании этих результатов было решено подготовить игру для 11-го класса в виде погружения в виртуальный мир. Причем, зная особенности процедуры проведения ЕГЭ, где обстановка достаточно строгая, напряженная, исключающая помощь учителей, работающих на экзамене, было решено и игровую ситуацию сделать «жесткой». Так возник сюжет игры «Параллельный мир», где для спасения своего «мира» необходимо использовать все возможности и активизировать все способности, где Совет старейшин очень строго оценивает результаты, а время выполнения заданий ограничено.
Для снижения эмоционального напряжения, страха перед экзаменом, уровня тревожности были подобраны следующие задания:
- «Шифровка» (на основе «Корректурной пробы»);
- «Загадки Амтхауэра» (из теста интеллекта);
- создание проекта мира (метод проектов), что позволит старшеклассникам не бояться работать с тестами (это важно на экзамене).
- При этом учащиеся должны:
- проявить самостоятельность на экзамене;
- принять на себя ответственность за результат экзамена;
- внимательно читать инструкцию перед выполнением задания;
- четко соблюдать инструкцию;
- работать в режиме ограниченного времени;
- контролировать и проверять свою работу.
Ожидаемый результат - приобретение нового опыта и формирование следующих умений:
- адаптироваться в новой ситуации;
- мобилизовать свои силы для раскрытия личностного потенциала;
- принимать на себя ответственность;
- работать в режиме ограниченного времени;
- проявлять свой творческий и интеллектуальный потенциал;
- взаимодействовать с другими участниками групповой работы.
Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 15-17 лет. Проводится для подготовки учащихся к сдаче экзаменов.
Задачи игры:
- снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения;
- снять страх перед экзаменами;
- учить действовать в неожиданной ситуации;
- создать условия для самореализации учащихся, раскрытия творческого потенциала.
Содержание игры:
Участники попадают в компьютерную игру «Параллельный мир», где их мир находится на грани уничтожения.
Игровая цель — каждому игроку и каждой команде необходимо набрать как можно больше баллов на каждом этапе игры, чтобы спасти свой мир. Спасая себя, ты спасаешь всех.
В игре приняли участие 13 учеников 11 класса. Игра проходила в течение двух уроков. В состав совета старейшин вошли: педагог-психолог начальной школы Дудко Н.В., учитель истории и обществознания Сорокина Л.В., школьный фельдшер Таскаева Е.С. Ребята активно включились в игру. Они увидели свои ошибки, допускаемые во время выполнения заданий. Через игру повторили правила процедуры проведения ЕГЭ. В конце игры совет старейшин вручил дипломы наиболее отличившимся участникам игры: Воскобоеву Максиму, Михайловой Алене, Емельянову Саше.
В текущем месяце в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ планируется провести еще несколько классных часов-занятий с элементами тренинга: "Приемы волевой мобилизации" - 19 апреля и "Приемы релаксации и снятия напряжения" - 26 апреля.
Педагог-психолог Татьяна Етмишева,
заведующая библиотекой Светлана Кайль